Если в классе есть дислексик. Как оценивать работу ученика?

Тугушева Кадрия Зарифовна

В классе есть ученик  дислексик. Интеллектуально развитый любознательный ребёнок. Но  ему очень тяжело даётся чтение и  выполнение письменных заданий (диктант, списывание текста ), он допускает много ошибок, замену букв.  Во время урока подбадриваю его, подхваливаю, но  в тетрадях записи с многочисленными исправлениями. Хотя темп чтения и низкий,  чтение осознанное, текст прочитанного понимает, но выразить ответ письменно, да и устно порой  затрудняется.

Как работать с классом, чтобы ребёнок с такой проблемой не остался в стороне, не переживал из-за того, что не успел выполнить всё задание? Как оценивать письменные работы такого  ученика? Есть ли специальная шкала оценивания дислексиков?

Уважаемые коллеги, поделитесь опытом работы по данной проблеме.

Комментарии

Антонова Светлана Константиновна

Добрый день! Нашла информацию у Татьяны Гогуадзе от 5 мая 2017:
Сейчас есть возможность получить дополнительное время на контрольных работах и зачётах. Но для этого необходимо официально заявить о дислексии у ребёнка, предоставив в школу справку, подтверждающую диагноз. Например, Региональная общественная организация помощи людям, страдающим дислексией "Дислексик+" выдаёт такие справки и обеспечивает сопровождение семьи и юридическую поддержку в части получения льгот при дислексии. Присоединяйтесь к нашей группе, чтобы быть в курсе возможностей для детей с дислексией в России: https://vk.com/public87402257

Думаю, этот вопрос можно задать в ее группе.

Матюшкина Галина Андреевна

"Сейчас есть возможность получить дополнительное время на контрольных работах и зачётах" А как его получить, это дополнительное время? Если урок кончился?

Интересненькая группа.
Пользуются западной терминологией: не разделяют понятия "дислексия", "дисграфия", "дискалькулия" и т.д....

При этом всё платно.
Определение проблем по фото (!!!!) - цена 800 рэ.
Выдача справки - 3 000 рэ. Имеет ли такая справка юридическую силу? кивают авторы на закон об образовании, при нарушении которого виноват окажется учитель. А лучше бы авторы указали место дислексии в расписании болезней
Занятия с детьми на море - это сейчас вообще массовый бизнес, весьма распространенная завлекалочка....
На такие дорогостоящие диагностики и лечение не каждый повезёт своего ребёнка, учитывая тем более, что в крупных городах и без того много возможностей помочь ребенку, а в глубинке у людей ни денег, ни понимания, что ребенку нужна помощь....

Добавление к наблюдениям:
ссылки справа неактивны
на фото - детки с синдромом Клайнфельтера и гипоталамическим.

Настораживает всё это, дилетантством пахнет и даже ...

А вообще позапускают родители детей вместо лечения с рождения,а потом мучается ребёнок, а вместе с ним - учитель.
Вот и растут, как грибы после дождя, такие вот распрекрасные группы.

Тугушева Кадрия Зарифовна

Добрый вечер, Светлана Константиновна! Спасибо, что откликнулись. К сожалению, возможно из-за недостатка опыта работы с детьми страдающими дислексией, не знаем как заявить о такой проблеме правильно. Родители зная о проблеме тоже в свою очередь не хотят давать это огласке. Так и приходиться бороться один на один с этой проблемой, коря каждый раз себя за то, что превысила оценку или наоборот недооценила, или где же я упустила.

Антонова Светлана Константиновна

Буду рада, если информация Вам пригодится)

Матюшкина Галина Андреевна

Своего маленького дислексика я "вытягивала" собственными силами, с первого дня жизни. И когда он у меня зачитал по слогам (поздно, в 6 и 6), я поняла - победа! Читает сейчас лучше всех в классе, побеждает на конкурсах чтецов и конкурсах проектов. Отличник, всё даётся легко. Пишет с помарками, но терпимыми, пусть, мальчишка всё-таки.

А вот про оглушение сколько я логопедов мучила - так никто мне ничего и не посоветовал, на этом сайте тоже ))))

Тугушева Кадрия Зарифовна

Добрый вечер, Галина Андреевна! Я рада, что у вас получилось во время помочь вашему ребёнку. Полностью с Вами согласна, что родители, не сразу обращают внимание на проблемы малышей - дислексиков. Зачастую только тогда, когда они уже идут в школу. А в школе обижаются, считая, что учитель недооценивает ребёнка.

Тугушева Кадрия Зарифовна

Да и в начальных классах ещё можно "выкроить" время на дополнительные занятие с таким ребёнком. Но в среднем и старшем звене кто будет принимать его таким, кто будет ждать? Будут скорее ругать учителя, что не научил.

Матюшкина Галина Андреевна

Да, согласна полностью. У меня есть такие дети в старшей школе - дисграфики. Когда начинают учить предмет, посещать дополнительные занятия - выправляются. Вывод простой. Проблема дислексии - это на 80% проблема невнимательного отношения к ребенку прежде всего дома. Родители зачастую не понимают, что ребенок нездоров, а к советам врачей не прислушиваются.

А к "Дислексик+" всё-таки пока отношусь оч осторожно...

Тугушева Кадрия Зарифовна

Галина Андреевна, посоветуйте пожалуйста, как быть. У меня сейчас он в третьем классе, а ведь через год ему предстоит писать ВПР. Не знаю как он справится?

Матюшкина Галина Андреевна

Кадрия Зарифовна, сложно что-либо посоветовать.
Сын тоже окончил 3 класс. Но своего малыша мы лечили с первого месяца жизни медикаментозно очень долго и очень интенсивно.Плюс массажи, бассейн, эспандер, гитара, домра. Плюс учим стихи, пишем, читаем, рисуем, развиваем руку скрапбукингом. Много еще разных мелочей. Логопеды за нас не брались, так как не видели проблем. Но я-то знаю, что была ПЭП, знаю, что невролог ставила нам СДВ, ММД, предупреждала об опасности дисграфии, дислексии. Знаю, что не читать в 3 - 4 года для нашей семьи - это отставание. Видела проблемы в работе с прописями. Слышала, что сын оглушает звуки в сильной позиции. Вот и работала с ним сама.

С большими детками - списывание, правила, мини-сочинения, на уроке постоянно диалог и в диалоге рефлексия.

Очень хорошие рекомендации и упражнения - здесь http://uzorova-nefedova.ru/otrabotka-100-gramotnosti-dlya-starsheklassnikov. Правда, для средней и старшей школы.

Удачи Вам!

Антонова Светлана Константиновна

Коллеги, проблема куда глубже, чем вы думаете. Часто, как шлейф общего недоразвития речи в дошкольном возрасте. Логопедические группы садов переполнены. Ставки специалистов сокращаются. Часто малыши, нуждающиеся в ранней помощи логопеда, остаются за бортом коррекционной работы вобще.
Был случай: мама школьника пришла в логопедическую группу сада, где ранее пребывал ее ребенок. Поднимали документы, речевые карты, выписывали заключение для того, чтобы выпускная экзаменационная работа ребенка в школе оценивалась по иным критериям.
И еще. Насколько мне известно, сейчас в каждой школе должен быть логопед, занимающийся выявлением и коррекцией проявлений дисграфии и дислексии...Или, ошибаюсь?

Вы правы, Светлана Константиновна, что в школе должен быть логопед. Однако, логопеды есть не во всех школах и это печально. Детей с проблемами речи в школе с каждым годом становится больше. И одна из причин - закрыли все логопедические группы в детских садах (во всяком случае в нашем районе сократили все ставки и оставили логопункт в д/с). А помочь ребенку с ОНР в условиях логопункта нереально, если родители не включаются в работу. Да и в школе оказать помощь ребенку с дисграфией, дислексией и т.п. логопед сможет только в том случае, если родители обратились в ПМПК и принесли в школу рекомендацию о том, что ребенок имеет ОВЗ и нуждается в коррекционной работе. К сожалению, не все родители проходят ПМПК, многие не понимают проблему и не хотят иметь статус ОВЗ. А зачислить ребенка без ПМПК логопед школы теперь не имеет права.

Антонова Светлана Константиновна

Кадрия Зарифовна, оставьте адрес своей электронной почты. У меня был материал для дополнительных занятий с детьми этой категории. Если найду, вышлю.

Тугушева Кадрия Зарифовна

Добрый вечер, Светлана Константиновна! Спасибо.tuguchevakadria@gmail.com

Антонова Светлана Константиновна

Отослала. Если что-то конкретное понадобится, пишите, постараюсь помочь.

Тугушева Кадрия Зарифовна

Спасибо, Светлана Константиновна! Вы очень отзывчивый человек.

Власова Валентина Васильевна

это хлеб учителя-логопеда. Формировать в 1-ю очередь фонематический слух. при письме эффективнее всего научить ребёнка ориентироваться на органы артикуляции учителя и на свои собственные. Для правильного смыслового чтения необходимо научить ребёнка слушать и воспроизводить - слово, затем простое предложение... текст. Совет родителям ЧИТАЙТЕ ребёнку внутриутробно и в последующей жизни ежедневно перед сном. Утром обсудите прочитанное